Стенограмма встречи Владимира Путина с генеральным директором «РусГидро»
В.Путин: У вас компания сколько – 16 процентов общей мощности, да?
В.Хмарин: Чуть меньше – 13–14 процентов общей мощности. Наверное, мы крупнейшие на сегодняшний момент по стране. За прошлый год выработка составила 152 миллиарда киловатт-часов, это достаточно много.
По-прежнему львиная доля всей генерации и сетевой составляющей Дальнего Востока и около 50 процентов всей гидроэнергетики страны сейчас в управлении холдинга. В людях мы где-то около 72 тысяч человек.
В.Путин: Большой коллектив.
В.Хмарин: Да, большой коллектив.
Если позволите, пару слов по итогам 2024 года.
В.Путин: Конечно, пожалуйста.
В.Хмарин: С экономической точки зрения мы обеспечили за 2024 год выручку порядка 650 миллиардов рублей. EBITDA – это 150 миллиардов. А вообще, прошлый год, 2024-й, он юбилейный для нашей компании: нам в прошлом году исполнилось 20 лет. В декабре мы смогли встретить эту дату уже в Красноярске, в своём офисе. Большое Вам спасибо от коллектива за поздравление по случаю 20-летия компании.
Если говорить об инвестпрограммах, крупных стройках, осуществлённых, законченных в прошлом году, здесь хотел бы остановиться на линии на Чукотке, ВЛ [воздушной линии электропередачи] Певек – Билибино: почти 500 километров в очень сложных природных условиях мы достроили с опережением срока на год. Мы в прошлом году закончили строительство.
В.Путин: А всего у вас больше 100 тысяч километров?
В.Хмарин: Да. У нас в основном сетевой комплекс на Дальнем Востоке.
В.Путин: А если сравнить с позапрошлым годом – больше, меньше?
В.Хмарин: Я думаю, что мы наращиваем темпы и финансово, и непосредственно в «физике», в мегаваттах. Если говорить об инвестпрограмме до 2029 года, она у нас в финансовом эквиваленте сейчас где-то порядка 1 триллиона 130 миллиардов. Это где-то 3,3 гигаватта мы запланировали до 2029 года.
В.Путин: Как раз хотел спросить, как эта программа до 2029 года, она реализуется, осуществляется?
В.Хмарин: Да, на Дальнем Востоке в основном. 80 процентов инвестпрограммы связано с Дальним Востоком. Мы продолжаем восемь больших строек: это модернизация, это две угольные станции, Якутская, Партизанская, четыре газовые станции на Дальнем Востоке.
В пике стройки до 10 тысяч строителей будет привлечено для осуществления этих инвестиционных проектов. Когда они будут достроены, это даст стране порядка двух тысяч новых рабочих мест. Это большая энергетическая инфраструктура, которая будет работать потом десятилетиями.
В.Путин: Можно прокомментировать эти инвестпроекты [по презентации]?
В.Хмарин: Это то, что мы завершили в 2024 году. Это в Магадане Усть-Среднеканская ГЭС, 570 мегаватт. Две малые ГЭС: Башенная, 10 мегаватт, в Чеченской Республике и Черекская, 23,5 мегаватта, в Кабардино-Балкарии.
Забыл сказать о вводе на Владивостокской ТЭЦ-2 первого котлоагрегата и турбоагрегата № 1, что тоже достаточно важно для региона и для нас как энергетической компании. Всего введено в прошлом году более 800 мегаватт.
В.Путин: Вы на прошлой нашей встрече говорили и о финансовом состоянии компании. Как Вы сегодня его оцениваете?
В.Хмарин: Финансовое состояние достаточно тяжёлое, потому что цены на всё растут, высокая инфляция и, соответственно, высокая закредитованность компании. Конечно, когда процентные ставки в стране большие, то совмещать высокие инвестиционные темпы достаточно трудно, потому что энергетика всегда относилась к социальным отраслям, и мы не можем поднимать стоимость своей продукции, киловатта, на рыночных, скажем так, основаниях.
Мы находимся в дискуссии с Правительством, мы регулярно просим о льготном финансировании, о регулировании, допустим, рынка угля, который составляет большую долю в нашей себестоимости. Есть ещё предложения.
В.Путин: Но тем не менее ключевые проекты модернизации и строительства всё-таки продолжаются?
В.Хмарин: Продолжаем, да.
В.Путин: Хорошо. Спасибо.